Лыжи не мои :)
Концепция Кэт Бильбо к "Проклятию Бересклета" http://time-of-road.ru/forum/index.php?topic=344.0
Неожиданно до меня дошло, что данная концепция снимает все противоречия, связанные с тем, "имеют ли джедаи право".

Итак, коротко перепощу тезисы Кэт:
Мы с вами, существуя в культуре цивилизации европейского типа и происхождения, живём в системе, где в правоохранительной плоскости действуют
а) "Формальное право" - писанный закон, кодекс, зафиксированный на бумаге и принятый законодательно. Это штука жёсткая по определению, по принципу, по сути; она не может такой не быть, иначе она просто не будет работать.
б) "Обычное право" - принятые людьми традиции, обычаи. Типа "не подмажешь - не поедешь", "всё можно решить по-человечески, между хорошими людьми" и т.п. Эта система не жёсткая (потому что ей как раз свойственно поворачиваться и изворачиваться как дышло), но она - косная, то есть - это крепко впитанные людьми стереотипы, с которых людей фиг столкнёшь. Кстати, именно обычные (то есть, диктуемые обычаями) представления зачастую руководят пресловутыми присяжными, то есть - гражданами, судящими на основе собственных традиционных представлений о том, как принято и как не принято, на основе норм морали (не путать с нравственностью; мораль - это именно принятые обществом и вписанные в традиции этические нормы).

Та судебно-правовая система, которую мы знаем в нашей реальности (точнее, ТЕ системы) работает на этих двух составляющих, балансируя более-менее адекватно между формальным правом и обычным. В судебной плоскости есть две, образно выражаясь, фигуры: закон и общество.

НО вот в чем фишка: в своё время в культуре существовала ещё и третья составляющая. САКРАЛЬНОЕ право. Было место и для третьей фигуры - для Бога, для надчеловеческого закона. Голос Бога мог проявляться в суде посредством "божьего представителя" - Короля (как божьего помазанника) или Жреца (как непосредственного представителя культа), когда человек, обвиненный по формальным или обычным критериям получал помилование или какую-то другую супротив предусмотренной участь. Важность этого механизма я вижу в том, что это был способ скомпенсировать жесткость формального права и косность обычного права. То есть - при всех прочих возможность (хотя бы потенциальная, но признанная и в принципе осуществимая) рассудить и осудить ПО СОВЕСТИ.

Так вот, вернемся к нашим баранам джедаям
Фактически, роль Всевышнего в мире ЗВ исполняет Сила. И джедаи во-первых "пророки ее", а во-вторых имеют в глазах общества статус обладателей права судить. Кстати, именно когда в результате клонических войн джедаи потеряли этот статус, Орден пал.

Поэтому для нас является вопросом, имели ли джедай право сражаться с ситами и идти арестовывать Палпатина, а для жителей ДДГ - нет.